Несмотря ни на что, они сражаются, живут и творят свою судьбу. Они управляют своим обществом, создав автономную администрацию.
И сам народ езидсктх курдов, и их вера, одна из древнейших в мире, оказались лицом к лицу с угрозой уничтожения.
Судьба целого народа решалась в Шенгале: погибни его езидское население, судьбу езидов как единой нации можно было бы считать решенной, как и судьбу езидизма.
Исчезни они – для езидов не было бы больше места в мире.
Езидские курды, живущие в Европе, России, Армении, Рожаве, северном и южном Курдистане, обязаны своим существованием своим братьям и сестрам из Шенгала.
Понимая, что Шенгал – сердце нации, на его защите стояли двенадцать курдских партизанских отрядов, готовых на всё, чтобы спасти население от геноцида.
Во время боевых действий в Шенгале были убиты сотни езидов, были похищены тысячи женщин, и вместе с ними нередко забирали их детей.
Но не только ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация) несет за это ответственность.
Демократическая партия Курдистана (ДПК), которая отвечала за оборону Шенгала, также повинна в случившейся беде.
Ещё до появления террористов ДПК отказалась объединить усилия с РПК, предлагавшей помощь своих партизан для защиты езидов.
Вместо этого ДПК арестовала некоторых партизан, отправившихся в Шенгал, чтобы предложить защиту и помощь его жителям накануне нападения.
Ответ ДПК был таким: «Нам никто не нужен, чтобы оборонять Шенгал». Но на деле они не сумели защитить даже Хавлер.
И Хавлер, и Шенгал обороняли партизаны. Обороняли они и Киркук. Можно ли забыть, кто нанес поражение бандитам ИГИЛ? Народные силы самообороны Курдистана и Союз свободных женщин «Стар» героически противостояли террористам.
Теперь этих партизан преследует и убивает преступное турецкое государство в альянсе с ДПК.
Но ведь Турция оказывает давление не только на Демократическую партию Курдистана. Она пытается задавить и Патриотический союз Курдистана – тем не менее, партизаны ПСК годами сражаются плечом к плечу с партизанами НСС в совместном противостоянии ИГИЛ. Разве может Турция вынудить их пойти против боевых товарищей? Нет, и этого не сделали бы и другие курдские пешмарга.
Поэтому в настоящий момент ДПК остается только помогать Турции в сфере разведки и сбора информации; военных возможностей у неё мало.
К тому же, народ южного Курдистана не приветствует турецкую оккупацию. Так, в Брадосте жители активно поддержали партизанское сопротивление.
В чём же разница между атакой террористов на Шенгал и нападением Турции на зоны обороны в Медие?
Целью ИГИЛ было истребление езидов. А правящей верхушке турецкого государства, должно быть, кажется, что, подмяв южный Курдистан, удастся уничтожить не только езидов, но и всех курдов.
Нет никакой разницы между ударами ИГИЛ по Шенгалу и Кобани и атаками Турции на Африн зоны обороны в Медие.
Более того, оккупационное турецкое государство стоит за атакой на Шенгал. ИГИЛ – это иракская Аль-Каида (террористическая организация, запрещенная в РФ). Связи Турции с последней широко известны.
Шенгал же выжил и творит историю. Это не будет забыто, и сам Шенгал уже никогда не будет прежним.
Езиды научились самоуправлению, и тяжелые испытания закалили их.
Поддерживать структуру автономной администрации нелегко, находясь между двух огней – ДПК с одной стороны, правительство Ирака с другой.
Но их опыт показал миру, что демократическое самоуправление возможно и осуществимо.