Фашистский переворот, совершенный 12 сентября 1980 года, ставил своей целью уничтожение революционного движения, борющегося за свободу и демократию в Турции и в Курдистане.
Вслед за этим последовало бы фактическое уничтожение Курдистана, превращение его в территорию, населенную турками, чего не удавалось добиться за все время существования Оттоманской империи.
Для достижения своих целей государство использовало любые возможности, в том числе тюрьмы в Амаде и других городах страны. То, что творилось там, невозможно описать.
Основным способом воздействия стало моральное и физическое уничтожение с помощью изуверских пыток. Членов РПК и сочувствующих нашему движению пытали по приказанию и с ведома высшего руководства страны — таким образом нас пытались замуровать в каменных мешках турецких тюрем.
Создание РПК положило начало возрождению курдского народа: курды вновь поверили в свои силы. По всему Курдистану стали возникать очаги иных веяний. Новое мировоззрение и общественное сознание настоятельно требовали прогресса, свободы и демократии, и в этом отношении удалось достичь много.
Теоретическая база и политическая программа Рабочей партии Курдистана встретили активную поддержку и одобрение всех слоев курдского общества, начиная с молодежи и трудящихся — курдское общество избрало вождя, способного повести народ по пути свободы и демократии.
РПК помогла победить боязнь, гнездившуюся в сердцах людей. День 15 – го Августа, ставший началом партизанской войны в Курдистане, стал началом новой эпохи, положившей конец «страху».
Большую роль в подготовке этого этапа имела борьба против представителей феодальных обществ — ага и беков, проходившая в Хилване, Сивереке, Мардине, Батмане и Урфе еще до 1980 года. Сотрудничавшая с Турецким государством феодальная верхушка заняла враждебную позицию по отношению к национально-освободительному движению.
В курдском обществе и в сознании каждого отдельного человека стало возникать неприятие пережитков феодального прошлого, что являло несомненную опасность для Анкары, осознавшей, во что могут вырасти зачатки свободы. Фашистский переворот 12 – го сентября был призван вырвать с корнем эти ростки — детище РПК, и навсегда похоронить мечту курдов о свободе.
Репрессии и террор проходили во всех регионах, где отмечалось влияние РПК. Насилие и варварские пытки заставили людей пожалеть о том, что они родились на свет. Так Турция пыталась задушить борьбу, проводимую РПК во имя свободы и демократии, уничтожить неразрывную связь партии с родным народом, жестоко карая тех, кто связал свою жизнь с нашим движением или хотя бы сочувствовал ему.
Эта политика нашла воплощение в пытках, проводимых в тюрьме Амада и других городов в отношении заключенных — членов РПК. Чудовищные средневековые пытки опустошали сознание узников, превращали их в предателей, убивали волю, заставляя вымаливать прошение, чтобы избавиться от невыносимой боли. Так пытались уничтожить надежду курдского народа на освобождение.
Среди заключенных в тюрьму Амада были пользовавшиеся любовью и уважением руководители РПК, до ареста проводившие огромную организационно-политическую работу, избравшие своим девизом: «Как бы ни был силен враг, его можно победить!».
Этих людей хотели сделать предателями, заставив народ отказаться от сопротивления, положив конец нашей справедливой борьбе.
Таким способом хотели открыть дорогу социально-культурному геноциду курдского народа. Это страшнее физического уничтожения: там, где невозможно убить, социальный и культурный геноцид позволяет насильственно ассимилировать, беспрепятственно уничтожить народ, губя его национальное самосознание.
Пытки, избиения и другие формы насилия, широко практиковавшиеся в тюрьмах после 12 –го сентября, нельзя рассматривать как проявление садистских наклонностей отдельных сотрудников мест заключения. Это была сознательно проводимая политика, имевшая вполне определенные цели. Подвергая чудовищным издевательствам заключенных, тюремщики сами становились садистами, теряя человеческий облик и превращаясь в роботов, способных выполнить любой приказ. Это также было одной из задач фашисткой хунты.
Но победу над фашистским переворотом 12 –го сентября одержало сопротивление 14 – го июля. Репрессии, издевательства и пытки в десятки, в сотни раз увеличили стремление курдского народа к свободе, веру в свои силы и желание победить. Движение сопротивления сплотило все курдистанское общество.
Кое – кто утверждает сейчас, что пыток и насилия не было. Это далеко не так. С помощью пыток хотели уничтожить РПК и вместе с ним курдский народ.
Герои 14 –го июля не позволили уничтожить тех, кто жертвовал собой за родной народ — заключенных в тюрьму Амада.
Движение 14 –го июля воплотило в жизнь героическую борьбу РПК в Курдистане, начатую бессмертными Мазлумом Доганом, Кемалем Пиром, Хаки Карером, Мехметом Хейри Дурмушем, Фархатом Куртаем, Али Чичаком, Акифом Йылмазом, Орханом Айденом и другими. Эта борьба охватила всю территорию нашей Родины, предвидя близость великой победы, возродила курдов — народ, влюбленный в свободу.
Сегодня все четыре части Курдистана объединены беззаветной любовью народа к свободе, непоколебимой преданностью РПК и национальному лидеру, и в этом мы также видим огромную заслугу движения 14 – го июля, сумевшего воплотить в жизнь правду личности и истину борьбы в любых, даже самых тяжелых условиях.
Мустафа Карасу
Член Исполнительного Совета Ассоциации Курдистана