На руинах Кобани начинает возрождаться жизнь.
Каждый день Кован поднимался на холм, откуда хорошо виден город Кобани. Пять месяцев назад, опасаясь боевиков «Исламского государства», Кован со своей семьей бежал из Сирии в расположенный на турецкой стороне границы соседний городок Суруч. Как и многие другие беженцы, его семья нашла пристанище в лагере Эрин Мир Хан. Но на душе у Кована было неспокойно, его сердце оставалось в Кобани.
Едва появились первые новости о том, что курдские отряды освободили город от джихадистов, Кован в одиночку отправился туда. Он хотел увидеть, что стало с его домом и ресторанчиком, которым он прежде заправлял. Быть может, его семья уже могла возвращаться домой? В итоге они действительно решились это сделать. И через некоторое время счастливый Кабан сообщил: «Мы, наконец, вернулись к жизни — несмотря на разрушения, которым подвергся мой дом, и несмотря на разорение моего ресторана».
Не только окрестности дома бывшего беженца, но и большинство других улиц и кварталов города лежат в руинах. «Площадь Кобани составляет около 7 квадратных километров. 70 процентов застройки разрушено, причем 40 процентов — полностью, в первую очередь, юго-восточная часть, — рассказал Анвар Муслим, глава исполнительного совета города — Джихадисты ИГ взорвали 27 автомобилей, начиненных взрывчаткой, 110 минометных снарядов. Кроме того, то и дело случались теракты, устроенные смертниками». Анвар Муслим жалуется, что городские власти до сих пор не получили финансовых средств для восстановления Кобани.
Проходя сегодня по этому городу, то и дело наталкиваешься на чудовищно разрушенные дома, от которых остались лишь руины. Пострадали даже здания, не затронутые бомбардировкой, — взрывной волной выбило окна и двери.
То, что в таком неприветливом окружении все же постепенно просыпается жизнь, — заслуга местных жителей. В самом начале боев террористы ИГ разрушили городскую хлебопекарню. Но пекари так просто не сдались. Чтобы обеспечить хлебом курдских бойцов и гражданское население в безопасном месте на скорую руку, соорудили новую пекарню и там до сегодняшнего дня пекут хлеб, который бесплатно раздают жителям города.
Руководит временной хлебопекарней Азис Мурад: «Наша работа — это тоже борьба. Те, кто воюет на фронте с оружием в руках, нуждаются и в хлебе. Поэтому мы все — защитники Кобани».
Один из его сотрудников, Али, совсем недавно один, без семьи вернулся из Турции, движимый чувством патриотизма: «Когда я решился на возвращение, то сделал это с твердым намерением помочь жителям родного города. И если понадобится, то я готов для этого взять в руки оружие».
Все работники пекарни очень хорошо знают город. Во время боев они доставляли хлеб в удаленные от линии огня и активных вооруженных столкновений места. Там его перегружали в автомобили и везли на фронт. Теперь пекари помогают беженцам, осевшим на турецко-сирийской границе, бесплатно снабжая их хлебом.
Единственная уцелевшая в городе больница немногое может предложить пациентам. Зато здесь всех лечат бесплатно. Кроме того, врачи регулярно делают своеобразный обход всего Кобани, при необходимости оказывая оставшимся в городе жителям помощь на дому. Бригады врачей ежедневно посещают и приграничные поселки, где проживают многие беженцы.
Там они распределяют лекарства и осматривают больных. Доктор Мохаммед Ареф Али — один из врачей. Он решил остаться в родном городе, несмотря на войну, причем в подобных условиях ему пришлось работать впервые.
«Когда я слышу звуки взрывов и летящих самолетов, разумеется, испытываю страх, но когда я представляю себе, что в любой момент может быть ранен кто-то из местных жителей или бойцов, я сразу подавляю в себе этот страх, чтобы быть готовым оказать любому человеку необходимую медицинскую помощь».
По оценкам отвечающей за работу с беженцами в Турции организации (AFAD), из провинции Кобани бежали 183 тысячи человек. Но данные разнятся: курдские политики говорят о 200 тысячах беженцев, оказавшихся в Турции с 16 сентября прошлого года. Предположительное число вернувшихся в Кобани составляет около 25 тысяч человек. Точных данных ни у кого нет. Ясно лишь одно — понадобятся годы, а то и десятилетия для того, чтобы город смог вернуться к нормальной жизни.
Домой, в Кобани
Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/n0Uma