«Если бы мой отец дожил до того момента, когда его идеи были приняты в Рожаве и на юго-востоке Турции, он был бы глубоко тронут, узнав, что революционный дух возродился среди поколений курдского народа. Он был бы рад тому факту, что Рожава стала еще одним историческим примером стремления к свободе, которое он сам так глубоко ощущал и которому посвятил свою жизнь».
Так заканчивается статья Дебби Букчин, дочери историка и философа Мюррея Букчина, опубликованная в Нью-Йоркском книжном обозрении.
Дебби Букчин вспоминает в этой трогательной статье, как ее отец в 2004 году в возрасте 83-х лет познакомился с РПК и Курдским освободительным движением.
Она напомнила, что в апреле 2004 года Букчин неожиданно получил письмо, написанное от имени посредника находящегося в заключении курдского национального лидера Абдуллы Оджалана, главы Рабочей партии Курдистана (РПК).
Посредник добавил, что Оджалан прочитал все книги Букчина, доступные в переводе, и считает себя «его верным учеником».
«В ходе этой работы (подготовки своей защиты) Оджалан, — пишет Дебби Букчин, — находился под влиянием ряда мыслителей, включая Фернанда Броделя, Иммануила Валлерстайна и Мишеля Фуко. Кроме того, Оджалан слушал и дорожил голосами поколения курдских женщин во главе с Сакине Джансыз, соучредителя РПК и легендарной фигуры, которая пережила годы невыносимых пыток в турецких тюрьмах в 1980-х годах и после этого написала мемуары. Джансыз была убита турецким агентом в Париже в 2013 году вместе с двумя другими курдскими женщинами-активистками.
Многие определяющие черты политической философии, которой Оджалан начал поддерживаться в 2000-х годах, вырастали из идей моего отца о социальной экологии и ее политической практике: «либертарный муниципализм» или «коммунализм». Мой отец рассматривал экологические проблемы как по сути социальные проблемы иерархии и господства, которые должны были быть решены для того, чтобы справиться с экологическим кризисом.
Эта социальная теория Букчина, принятая и усиленная Оджаланом под названием «демократический конфедерализм», в настоящее время направляет миллионы курдов в их стремлении построить неиерархическое общество и демократию на основе местных советов.
Гражданская война в Сирии вступила в свой восьмой год, и большинство жителей Запада знакомы с изображениями мужчин и женщин из курдских Отрядов народной самообороны, держащих автоматы Калашникова в руках. Эти ополченцы сражались и погибали тысячами на полях сражений Сирии в качестве ведущих подразделений Сирийских демократических сил (СДС), многоэтнических сил, поддерживаемых Соединенными Штатами в кампании против ИГИЛ.
Менее часто пишется о том, за что они борются: шанс достичь не только политического самоопределения, но и новой формы прямой демократии, в которой каждый член сообщества имеет равное право голоса в народных собраниях, которые занимаются вопросами своих районов и городов – то есть, демократии без центрального государства».
Дебби Букчин пишет об опыте Рожавы, а затем возвращается к исследованиям своего отца и о том, как семья была глубоко погружена в общественно-политическую деятельность. «Очень трудно дать вам представление о том, в какой степени почти каждый день кто-то чувствовал что-то новое, что-то политически захватывающее и в каком-то смысле опасное. Например, у нас были непрерывные встречи на углу улицы, и я переходила от одной встречи с моими друзьями к другой».
Рассказывая о том, как работа ее отца была переосмыслена и адаптирована к курдскому вопросу Оджаланом, Дебби Букчин говорит: «Акцент моего отца на иерархии стал также характерным аспектом усилий Оджалана по пересмотру курдской проблемы. В корнях цивилизации, в первом изданном Оджаланом томе тюремных сочинений, он также проследил историю ранних коммунитарных обществ и переход к капитализму. Подобно Букчину, он прославлял становление ранних обществ в Великой Месопотамии, колыбели цивилизации и родины искусства, письменности и земледелия».
Оджалан идет дальше, чем Букчин, в том значении, которое он придает патриархату: «Он видит патриархат как определяющую характеристику человеческой цивилизации».
Букчин умер 30 июля 2006 года в возрасте восьмидесяти пяти лет, примерно через два года после того, как посредники Оджалана связались с ним. «Артрит не позволял ему сидеть перед компьютером и печатать, — пишет Дебби, — поэтому его переписка с Оджаланом закончилась после обмена несколькими письмами с каждой стороны. В своем последнем письме мой отец отправил свои наилучшие пожелания Оджалану и написал: «Я надеюсь, что курдский народ когда-нибудь сможет создать свободное, рациональное общество, которое позволит ему процветать. Им повезло, что у них есть столь талантливый лидер как господин Оджалан, который ведет их».