27 ноября 1978 года в деревне Фисе (район Лидже, провинция Диярбакыр) состоялся учредительный съезд Рабочей партии Курдистана, принявший Программу и устав РПК, где была определена организационная структура партии.
Исполнилось 35 лет со дня образования курдской общенациональной политической организации — Рабочей партии Курдистана, созданная многолетней упорной кровопролитной борьбой славных представителей нашего народа во главе с неутомимым революционером Абдуллой Оджаланом.
РПК возникла не на пустом месте — родилась в неимоверных муках многострадального народа, благодаря воле и разуму его любящих сыновей — горячих патриотов Родины, неподкупных борцов за честь, свободу и достойную жизнь курдов, искренних приверженцев равенства и братства народов, последовательных защитников униженных и угнетенных.
Создание РПК было вызвано исторической необходимостью. Ему предшествовали самоотверженная борьба многих поколений курдов, трагические и героические этапы его многовекового тернистого пути на исконных землях предков; свободолюбие, стремление быть хозяевами своей судьбы в собственной стране и восстановить свои права, самим обустраивать родной дом; желание сохранить и дальше развивать свой древний язык, богатейшую культуру, народные обычаи и традиции.
Партия взяла все лучшее из опыта мирового революционного, национально-освободительного движения. Она опиралась на все возрастающую солидарность прогрессивных, миролюбивых сил, усиливающееся понимание мировым сообществом порочности и бесперспективности шовинистической колониальной политики порабощения и угнетения все еще зависимых народов.
Повседневная героическая борьба Рабочей партии Курдистана сегодня дает шанс мировому сообществу смыть этот позор и признать за курдским народом и его национальной политической организацией — права самим распоряжаться своей судьбой.
Венцом курдского национально-освободительного движения в XX столетии, до образования РПК, стали яркие всплески нашей национальной воли: восстание, возглавляемое Шейхом Саидом в Северном Курдистане, почти годовое существование Мехабадской республики во главе с незабвенным Кази Мухаммедом, и ряд других выступлений. В анализируемый период национально-освободительное движение характеризуется как приливами, так и отливами, обнадеживающими успехами и неожиданными отступлениями, яркими победами и горькими поражениями.
Было все: безмерная радость вселяющих надежду побед и горькие слезы невосполнимых потерь и поражений, убежденность в правоте избранного пути.
Было, к сожалению, и другое: разрозненность рядов и корыстолюбие, узость мышления и стремление сохранить родоплеменной уклад; отсутствие четких программ, целенаправленных действий и неумение или нежелание объективно оценивать расклад сил, политическую ситуацию; поспешность, когда обстоятельства настоятельно требовали взвешенности, терпения и накопления сил, и пассивность, нерешительность и растерянность, когда надо было действовать активно, инициативно, наступательно и смело.
Было бесцеремонное, наглое вмешательство внешних сил — недругов курдского народа, открытое давление реакционных кругов великих держав, борющихся между собой за передел сфер влияния, за контроль над огромными природными богатствами Курдистана.
Однако было и другое — самое страшное и разрушительное по сравнению со всем перечисленным — это предательства, молчаливое согласие на увековечение рабства ради удовлетворения личных амбиций. Но ведь были и возможности для спасения, окончательного освобождения! Страны, между которыми разделен Курдистан, всегда тревожила возможность общенационального освобождения курдов, особенно их вооруженного сопротивления.
И неудивительно, что каждая из них предпринимала все возможное, даже уму непостижимое, чтобы погасить едва заметные признаки пробуждения национального самосознания курдов, проявления их национальной воли. Особенно изуверские меры в этом отношении практиковались в Османской империи, потом — в светской «демократической» Турции.
Турецкое государство проводило политику «выжженной земли», геноцид, физически уничтожало курдский народ, который из-за неподготовленности восстания, отсутствия единства, сплоченности и сильной общенациональной политической организации, нехватки сил и средств не мог добиться ощутимых результатов… Курдам понадобились десятилетия, чтобы прийти в себя, воспрянуть духом.
Важнейшим этапом национального возрождения стало создание Рабочей партии Курдистана во главе с Абдуллой Оджаланом в ноябре 1978 года, то есть ровно 35 лет назад. Именно РПК стала той политической организацией, которой удалось воссоединить всю энергию народного гнева, собрать по крупицам опыт борьбы предыдущих поколений, глубоко проанализировать пройденный нелегкий путь нашего народа, выявить причины промахов и неудач, собрав воедино все здоровые силы народа, создать армию самоотверженных борцов за правое дело и повести их за собой.
До официального объявления о создании общенациональной политической силы — Рабочей партии Курдистана (РПК) положение всего курдского народа, казалось, было безвыходным.
Политика ассимиляции, проводимая Турцией, едва не увенчалась успехом. Курдский язык был запрещен, и курдские юноши и девушки должны были не только научиться турецкому языку, но и стать «хорошими» турецкими гражданами, верными кемалистами. Курды не могли говорить на родном языке даже в быту, несмотря на компактное проживание в ряде населенных пунктов.
Турецкое правительство целенаправленно вело дело к тому, чтобы поголовная безработица заставляла курдов оставлять родные места и переселяться в крупные города турецкой части страны в поисках средств к существованию. За долгие десятилетия в местах проживания курдов не было построено ни одного завода, ни одной фабрики, ни одного жилого дома, общеобразовательного, медицинского, культурного учреждения. Строились дороги и тюрьмы… и то силами турецких рабочих.
99 процентов промышленных предприятий находились в турецкой части страны. Если и существовал курдский пролетариат, то лишь на окраинах больших городов — Анкары, Стамбула, Измира, Измита, где проживало (и сейчас проживает) несколько миллионов курдов, поселившихся там в надежде заработать на кусок хлеба…
Общеизвестно, что в Турции всегда причисляли к туркам, по существу, все народы и национальности страны — это происходит и по сей день. Так, одна из статей турецкой конституции гласит: «Каждый, кто связан с турецким государством узами гражданства, — турок». Следовательно, конституция Турции не свободна от элементов расизма, от турецкого шовинизма, идеологи которого отрицают все права других народов страны…
Чего же действительно хотят и почему продолжают упорно настаивать на своем эти непокорные курды — «бунтовщики»? Ей-богу, не так много, ничего сверхъестественного, тем более — чужого: всего лишь признания своих, природой данных человеческих прав. Они, как и другие нормальные люди, хотят равноправия, взаимного уважения и сотрудничества, устранения всех искусственных преград для полнокровного национального развития. И никак иначе — только в рамках единой страны. Вот и все! Много это или мало — пусть рассудит Бог.
Однако реакция властей на эти естественные желания всегда была жестокой и жесткой. И неудивительно, что силовые методы Анкары не могли не порождать адекватной реакции угнетенных, их решимости постоять за свою честь и достоинство, волю к самосохранению, к сопротивлению.
Наивно утверждать, что борьба курдов в Турции за свои попранные права носила лишь протестно — митинговый характер. Росла уверенность в необходимости организованного сопротивления ненавистному режиму. Большая часть народа, особенно курдская молодежь, видела выход из унизительного положения в организации активного отпора, в том, чтобы встать на защиту чести и доброго имени курдского народа, вести организованную борьбу за освобождение от рабства.
Надо было организоваться, поднять здоровые силы народа на борьбу. Этим стала заниматься небольшая группа молодых патриотов, которые после терпеливой плодотворной подготовительной работы приступили к созданию политической организации, опирающейся на прогрессивные идеи и опыт предыдущих поколений, имеющей четкую идеологическую основу, отвечающей жизненным интересам всех слоев курдского народа, отличающейся железной дисциплиной и программой достижения намеченного.
Такими людьми были Абдулла Оджалан и его товарищи, тогда еще известные немногим. Но скоро о них заговорили во весь голос. Рабочая партия Курдистана стала политической организацией, действия, самоотверженность и героизм которой как никогда высоко подняла знамя освободительной борьбы многострадального народа, ведя к заветной цели — к национальной независимости и достойной человеческой жизни…
Это судьбоносное событие привело к коренному перелому в жизни курдского народа. В лице общенациональной политической организации он получил крепкую, непоколебимую опору, источник твердой воли и неиссякаемой энергии, маяк, освещающий поступательное движение к заветной цели — своему собственному счастливому завтрашнему дню.
Сегодня РПК не только с оружием в руках борется за претворение в жизнь мечты народа, она стала для курдов символом обретения государственности. Параллельно вооруженной борьбе партия ведет серьезную организаторскую, культурно-просветительскую, социально — экономическую, пропагандистскую, дипломатическую работу как среди широких масс нашего народа во всех частях разделенного Курдистана, так и в тех странах, где имеются курдские общины. И народ отвечает ей тем же — полным, безграничным доверием, с любовью провожая под флаги РПК своих лучших сыновей и дочерей — их сегодня насчитываются сотни тысяч.
Борьба продолжается, и в этой борьбе, сколь долгой и напряженной она бы ни была, победа будет за нами, ибо справедливое дело никогда не погибнет, оно непобедимо. Но ни на секунду нельзя расслабиться и забыть, что враг наш силен и коварен. Об этом говорят и последние события на Ближнем Востоке, когда Турция в очередной раз бряцала оружием, угрожая нанести удар по Сирии.
Газета «Свободный Курдистан» №11