На фоне угроз турецких военных действий против поддерживаемых Россией сирийских сил, ведущих наступление против повстанцев в провинции Идлиб, Анкара настаивает на дипломатическом решении с Москвой для получения дополнительной информации о том, что происходит вблизи турецко-сирийской границы, сообщили аналитики линии СМИ.
Турецкое государственное информационное агентство Anadolu сообщило, что в субботу состоялись трехчасовые переговоры между турецкими и российскими официальными лицами, «на которых была подчеркнута необходимость обеспечения мира на местах и обсуждены шаги по активизации политического процесса. Обе стороны договорились провести дополнительные переговоры в ближайшие недели», – говорится в сообщении.
Президент Сирии Башар Асад с декабря проводит наступление в провинции Идлиб при военной поддержке России. Провинция является последним крупным оплотом повстанцев в почти девятилетней гражданской войне.
Аналитик из Стамбула Саймон Уолдман, приглашенный сотрудник по ближневосточным исследованиям в лондонском Королевском колледже, сказал, что крайний срок должен был дать Турции время для переговоров с Россией. «[Турция] знает, что ей нужно ехать в Москву», – сказал он журналистам.
Уолдман утверждает, что захват Асадом Идлиба неизбежен и что целью Турции в проведении переговоров было бы признание Россией роли Анкары в том, что происходит вблизи ее границы.
«Самое главное – это признание. На самом деле, это самое большее, что может получить Турция», – сказал он. (Имеются виду курдские районе на северо-востоке Сирии. Возможно, Турция хочет обменять их на Идлиб, – прим.).
Алан Маковский, старший научный сотрудник Центра американского прогресса, который ранее занимался турецкими делами в Госдепартаменте США, говорит, что Эрдоган вряд ли добьется постоянного прекращения огня. «Он может получить обязательство от России в этом направлении, но сомнительно, что Москва будет добиваться большего или сможет добиться большего, чем небольшой откат и временная пауза в военных действиях, – написал Маковский в электронном письме в Media Line. – Путин может мягко приземлить Эрдогана, но, в конечном счете, у России есть рычаги давления, и дни Турции в Идлибе сочтены», – добавил он.
Что касается проведения Турцией вооруженной акции, то Маковский говорит, что Эрдогану придется учитывать возможности своих военных, которые уже развернуты в других частях Сирии, а также готовность России принять удары по сирийским целям.
«Трудно сказать, блефует ли Эрдоган или он действительно выполнит свою угрозу, потому что он так часто делал и то и другое. Скорее всего, это блеф», – сказал Маковский.
Анкара хочет воспрепятствовать въезду сотен тысяч перемещенных лиц в Турцию, которая уже принимает около 3,6 миллиона беженцев из-за гражданской войны в Сирии. Организация Объединенных Наций утверждает, что с начала наступления в Идлибе было перемещено 600 000 человек.
«Последнее, чего хочет Турция, – это иметь сирийских беженцев на своих границах, – сказал Уолдман. – Это взрывоопасный политический капитал, который турецкая оппозиция, несомненно, использует».
Недовольство миллионами сирийцев, уже находящихся в Турции, иногда приводится в качестве объяснения проигрыша на муниципальных выборах партии Эрдогана, когда и столица – Анкара, и Стамбул, крупнейший город Турции, попали в руки оппозиции. За этими потерями последовал раскол в его партии, сопровождавшийся громкими дезертирствами.
Американский сенатор-республиканец Линдси Грэм, решительный сторонник президента Дональда Трампа, выразил поддержку действиям Турции в Идлибе.
«Цените, что Турция давит на Асада и Россию, когда речь заходит о прекращении резни в Идлибе. Настоятельно призываю президента Трампа сплотить международное сообщество против атак Асада и России и дать им понять, что все варианты находятся на столе переговоров», – написал Грэм в своем твиттере 5 февраля.
Администрация Трампа заявила на прошлой неделе, что наступление в Идлибе должно закончиться, и политика России должна измениться.
Рена Нетьес, аналитик из Стамбула, которая провела исследования в Северной Сирии прошлой осенью, говорит, что, хотя Вашингтон был более красноречив, чем другие, некоторые из иных западных союзников Турции могли бы быть более активными в поиске решения для Идлиба. «Я думаю, что Европейский Союз недооценивает, что только Турция может попытаться остановить … эту катастрофу [от] превращения в большую катастрофу», – сказала она журналистам.
Эрдоган предупредил, что без поддержки ЕС он может позволить беженцам в Турции направиться в Европу, где несколько стран уже испытали серьезную анти-мигрантскую реакцию.
Маковский считает, что отсутствие международного внимания означает, что Турция должна рассмотреть новую реальность. Анкаре, пишет он, «нужно готовиться к не слишком отдаленному дню, когда ее военное присутствие закончится или, самое большее, будет ограничено ее ближайшей пограничной зоной».