Алевиты представляют собой уникальное религиозное течение, которые одни исследователи считают формой шиитского ислама, другие же самостоятельной религией. В Турции алевиты составляют от 10 до 20 % населения, т.е. порядка 8-16 млн. Точнее сказать сложно, так как часть алевитов вынуждены скрывать свою веру.
Правительство Турции настороженно относится к этой группе, поскольку она не вписывается в облик суннитской традиционной Турции, которую намерен строить президент Эрдоган. К тому же, многие алевиты являются глубоко светскими людьми: они отрицательно относятся к попыткам религиозного контроля правительства.
Сами алевиты жалуются на дискриминацию при приеме на работу и на государственные должности. Алевиты критикуют власти за то, что на уроках религии в школах им преподают суннитский ислам, а также за то, что на их налоги в их селениях строят суннитские мечети, как отмечает российский тюрколог Александр Сотниченко. Во времена Марашской резни 1978 года от рук погромщиков погибли более 100 алевитов. После неудачной попытки переворота в 2016 году толпы сторонников Эрдогана напали на кварталы, в которых проживают алевиты и курды, и пытались разгромить их, однако получили отпор.
Значительная часть алевитов это этнические курды, однако, среди алевитов имеются и другие национальные группы.
Ключевые принципы религии алевитов включают: Любовь и уважение ко всем людям («Важное дело — не религия, а человеческое существование»), Уважение к другим религиям и этническим группам («Если вы делаете больно другому, молитва ваша ничего не стоит»), Уважение к рабочим людям («Величайший почёт — труд»).
Алевиты выступают за равенство мужчин и женщин, сочувствуют идее светского общества, а многие из них симпатизируют различным социалистическим проектам. Последнее вообще характерно для шиитского ислама. Можно вспомнить учение Али Шариати, великого шиитского теолога и социалистического мыслителя 20 века, и призывы лидера шиитов Тегерана Аятоллы Телекани: передать власть ассоциации шур (выборных комитетов, советов) работникам.
Алевизм не исключает и идеи сильного местного самоуправления и федерализации общества, о чем свидетельствует поддержка частью алевитов такой организации, как РПК (Рабочая партия Курдистан).
Алевиты верят, что каждый поступок человека должен следовать пути бога и подразумевает исполнение принципов их веры. У алевитов нет церквей или мечтей. Их молитвенные дома, джемеви, служат не для очищения или просьб, обращенных к богу. Очищение должно достигаться в мыслях и поступках людей ДО того, как они пришли в джем. В молитвеный дом приходят уже очищеными для совершения медитативного танца «сема». Его танцуют вместе мужчины и женщины.
Исследователи спорят об этом танце-медитации («журавлиный танец»). Одни считают, что он имеет древнее тюркское происхождение, что он идет из глубокой древности, из шаминизма. Другие, например А. Сотниченко, полагают, что это — суфийский танец.
«Алевитская традиция,-сообщает российский тюрколог Александр Сотниченко,-«внесла огромный вклад в развитие турецкой музыкальной и поэтической культуры, так как во время «сема» активно используются традиционные музыкальные инструменты (баглама, саз), игра на которых сопровождает песни религиозно-мистического содержания на стихи авторов — пиров XIV-XVI вв., среди которых наиболее известен Пир Султан Абдал… Вся традиция турецких народных песен türkü, очень популярная до сих пор — алевитская».
Может быть, такие течения, как алевитская вера, являются альтернативой тем мрачным процессам, которые в настоящее время развертываются в мусульманском мире? Кто знает…
Михаил Магид, востоковед