Алексей МАЛАШЕНКО: «Мы все живем во власти стереотипа, что любая религия – это про мир и добро»

Алексей МАЛАШЕНКО:  «Мы все живем во власти стереотипа, что любая религия – это про мир и добро»

Исламский радикализм – это часть исламской политической культуры и исламской истории. Ислам амбивалентен и очень непрост; это, по сути, единство самых разных тенденций. И когда мусульмане, в том числе многие мной уважаемые люди, говорят, что радикалы и террористы – не мусульмане, это все равно, что про инквизицию сказать, что это не христиане. Самые настоящие мусульмане, только более воинственные.
Есть так называемая проблема «исламской альтернативы». Поскольку мусульманский мир не в состоянии подражать Западу, им нужна какая-то собственная модель развития, которую они пытаются выстроить на исламе. Уже есть «Исламское государство», есть исламская экономика, исламская банковская система и т.д. Ислам – это религия, которая развернута на социальные проблемы, на политику.
А там, где политика, там и жестокость. Кроме того, ислам – самая молодая религия, которая еще не прошла, скажем так, всех этапов развития, которые в свое время прошел христианский мир.
Простой пример – католики в свое время резали протестантов, был такой период, когда христиане чуть не перебили друг друга.
Мы ведь все живем во власти стереотипа, что любая истинная религия – это «про мир и добро». На самом деле религия – это мощная конкурентная культурная и политическая система, которая борется за собственную правоту. Кто-то борется поспокойнее, а кто-то вот такими жестокими методами. И то, что сейчас происходит, – трагедия и для мусульман, и для всего мира.
Это самый настоящий конфликт цивилизаций. Ведь те сотни тысяч людей по всей Европе, которые выходят сейчас на улицы, – они выходят не столько против нескольких конкретных террористов, они (подсознательно, конечно) выходят против всего ислама. Никто, разумеется, в открытую в этом не признается, потому что это не политкорректно. Но надо смотреть правде в глаза.
Хуже того, помимо конфликта цивилизаций существует еще и внутренний конфликт в исламе. Для этих экстремистов главный враг даже не Запад, для них главный враг – та часть мусульманского общества, которая, по их мнению, изменила исламу: те, кто пошел западным, так называемым цивилизованным путем. И на разрешение этих конфликтов уйдут не годы, а в лучшем случае десятилетия.
Вот такие жестокие методы – это результат комплекса неполноценности и борьба за самоутверждение. И эта борьба, к сожалению, только начинается.

Алексей МАЛАШЕНКО, эксперт Московского центра Карнеги, востоковед

Короткая ссылка:: http://kurdish.ru/DJHhE

Что будем искать? Например,Курдистан

Мы в социальных сетях