Мы были так заняты разгребанием мусора мирного плана Трампа, который на данный момент, по крайней мере так кажется, материализуется как экономический семинар “Мир и процветание” в Бахрейне в следующем месяце, что мы не задали себе важный вопрос. Что делать, если мирный план Трампа действительно сработает?
Я не имею в виду то, что произойдет, если план окажется сделкой века и приведет к великому прорыву, к историческому мирному договору между Израилем и палестинцами. Никто, кроме Дональда Трампа, который даже не читал план и, вероятно, никогда не будет, не считает, что это возможно. Даже настоящие авторы плана, Джаред Кушнер и Дэвид Фридман, так не думают. Но это не то, что они называют успехом.
Что касается авторов плана, речь идет не о том, чтобы обеспечить справедливое решение для палестинцев. Успех для них будет заключаться в том, чтобы как можно более низкой ценой исключить палестинцев из международной повестки дня. Эта цена – совокупность полуавтономных анклавов в Газе и самое большее – половина территории Западного берега, а также столько саудовской, эмиратской и катарской наличности, сколько потребуется, чтобы заставить их молчать. (Генеральный секретарь исполкома Организации освобождения Палестины Саиб Арикат уже заявил, что никакие финансовые гарантии, которые, согласно публикациям, может предложить палестинцам Белый дом, не убедят ПНА принять «сделку века», если в ней не будет прописана независимость в рамках 1967 года. Новый премьер-министр Палестинской автономии Мухаммад Штайе назвал план Трампа мертворожденным).
Кушнер и Фридман – не дураки. Они, вероятно, знают, что шансы палестинцев принять эту цену равны нулю. Но они и не ставят перед собой такую цель. (Джаред Кушнер, американский бизнесмен, зять 45-го президента США Дональда Трампа. С 20 января 2017 года – старший советник президента. Курирует ближневосточное направление политики США. Дэвид Фридман, посол США в Израиле, как и Кушнер, придерживается произраильских взглядов, в частности поддерживает идею еврейских поселений на оккупированных палестинских территориях. Оба являются ведущими разработчиками мирного плана Трампа по ближневосточному урегулированию. – Прим. ред.).
Они даже не пытаются заинтересовать палестинцев. Бахрейнский семинар был созван без консультаций с ними. Палестинцы, конечно же, получили приглашения, но, как и ожидалось, отклонили их.
Было много разговоров об «экономическом мире», попытках откупиться от палестинцев, чтобы они отказались от своих национальных устремлений.
Но это неверное толкование стратегии Кушнера-Фридмана. Им все равно, что примут палестинцы. Они пытаются откупиться от арабского мира, по крайней мере от тех его частей, которые им небезразличны, – от лидеров Египта, Саудовской Аравии и других стран Персидского залива. Они уже знают из встреч, которые у них были в течение последних двух лет, что арабские короли и диктаторы заинтересованы в палестинском деле только на словах.
Их цель состоит в том, чтобы извлечь из этого выгоду и, обещая укрепление союза с Соединенными Штатами, сделать отказ от палестинцев свершившимся фактом.
Успех плана Трампа зависит от согласия арабских лидеров, потому что если они это сделают, даже оставаясь молчаливыми публично, тогда вообще не имеет значения, что палестинцы делают или говорят. Они могут взорвать себя третьей интифадой, но, если у них не будет поддержки основных суннитских арабских режимов, никто не будет заботиться о них. То есть никто из тех, кто имеет значение.
Вы можете сказать, что это невозможно. Что мир никогда не согласится с такой несправедливостью. Что невозможно отмыть грязь с политики, благодаря которой пять миллионов палестинцев, застрявших в условиях различных форм военной оккупации, лишены основных гражданских прав. Длинная дуга моральной Вселенной в конечном итоге склонится к справедливости.
Ну да, в конце концов, наверное, так и случится. А пока посмотрите, как выглядит реальный мир.
Если арабские лидеры подпишут план, который предлагает палестинцам полуавтономию и многомиллиардный экономический пакет, но не государственность, кто именно будет заступаться за палестинцев? Европейский Союз, где националистические популистские партии, которые видят в Биньямине Нетаньяху фигуру отца, добиваются сейчас больших успехов на выборах в Европарламент? Владимир Путин, чьи ВВС в настоящее время добивают последний анклав сирийских повстанцев? Только что переизбранный лучший друг Биби Нарендра Моди из Индии?
Невозможно, говорите?
Кушнер и Фридман считают, что они приближаются к тому, чтобы отнести палестинцев к той же категории, к которой относят курдов, тибетцев и тамилов, если назвать лишь несколько безгосударственных наций. Их положение в действительности мало волнуют мир. Так будет, если Кушнер и Фридман смогут заставить арабские режимы согласиться с их планом.
Невозможно, говорите? Через полторы недели Израиль будет отмечать День Иерусалима, также известный как годовщина оккупации. Вот уже 52 года город оккупирован, и Израиль никогда не испытывал меньшего давления в связи с этим, чем сегодня.
Шансы все еще против того, чтобы план Кушнера-Фридмана работал, но эти предположения не являются невозможными. В связи с этим возникает вопрос: когда весь мир откажется от палестинцев, кто все еще будет на их стороне?
Конечно, у палестинцев по-прежнему будут Иран, Турция, Северная Корея и Венесуэла, а также правозащитные организации и сокращающиеся в числе западные СМИ наряду со все менее уместными голосами на различных форумах Организации Объединенных Наций, звучащими просто по старой памяти.
Но у них будет еще один, более подходящий союзник. Это — либеральные, левые евреи: несколько в Израиле и многие в диаспоре, в основном в США, где либеральные евреи являются большинством среди американских евреев. Если план Трампа сработает, они обнаружат, что их роль изменилась. Израиль больше не будет нуждаться в их поддержке, в то время как они по-прежнему будут чувствовать необходимость спасти Израиль от самого себя.
Действительно, Нетаньяху убежден в том, что он в них не нуждается. Он предпочитает некритическую поддержку своих христианских евангелистских поклонников в США (десятки миллионов американских протестантов поддерживают Израиль, считая его воплощением их религиозных представлений. – Прим. ред.) Но больше не будет притворства. Вместо этого левые либеральные евреи могут оказаться единственной значительной группой критиков Израиля на Западе. Американские евреи пострадали от действий Трампа и могут превратиться из группы поддержки Израиля в его главных критиков, возможно, самых больших.