В международном научном журнале «Вопросы политологии» ВАК при Министерстве науки и высшего образования вышла статья курдолога, соискателя кафедры МГИК Одинцовой Т.А. «РОЛЬ КУРДОЛОГИИ В БЛИЖНЕВОСТОЧНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»
DOI 10.35775/PSI.2024.107.7.029 УДК 32.327
Актуальность темы обусловлена тем, что значение курдского вопроса и событий на Ближнем Востоке, разворачивающихся вокруг него, имеет международный характер, и многие аспекты данной проблемы под силу истолковать только курдологии (курдоведению) – науке, изучающей курдов и наделенной особой ролью в российской ближневосточной стратегии, но при этом остающейся одной из самых недостаточно освещаемых научных отраслей. Россию по праву можно назвать основоположником курдоведения, ведь впервые в истории мировой ориенталистики именно в Российской империи направление востоковедной специальности утвердилось в самостоятельном и официальном статусе еще в XIX в. Многое из известного на сегодняшний день о курдском народе, его этногенезе, идентичности, уникальной культурной традиции, особенностях устройства социума и многовековой борьбе за право на самоопределение, обнаружено отечественными курдологами. Целью исследования является вскрытие особенностей развития курдологии, история которой делится на три периода: дореволюционный (российское курдоведение), советский (советское курдоведение) и современный (современное российское курдоведение). Реализация данной цели требует решения следующих задач: выявить факторы, задающие направление трансформации науки и ее метода; определить проблему курдоведения на каждом историческом этапе; обосновать функциональную роль курдологии как вспомогательного дипломатического инструментария.
На сегодняшний день соперничество мировых держав за влияние на Ближнем Востоке определяет Курдистан как точку соприкосновения особых геоэкономических и геополитических центров. После распада Советского Союза на примере Ирака и Сирии отчетливо прослеживается, как США и Турция пытаются установить новый миропорядок, при этом обе стороны видят именно себя в качестве лидера, способного потеснить авторитет России в регионе, унаследованный ею от СССР. В каждом из направлений, в котором распространяется ближневосточная стратегия России, курдский вопрос стоит по – прежнему остро, а его решение имеет общенациональную значимость и в масштабах государств, разделивших Курдистан, и в масштабах региона.
Турция, помимо военно – политического статуса страны – члена НАТО, в борьбе за доминирование использует религиозный фактор: с одной стороны объявляя себя защитником мусульманского мира, с другой стороны, подогревая конфликты в тех странах, чьи территории желает присоединить, как произошло с сирийским Африном. Содействие западного сообщества в разрешении иракского кризиса позволило США разработать эффективную интеграционную тактику для продвижения своих позиций и закрепления в новых зонах стратегического партнерства. И приобретение Иракским Курдистаном статуса автономии в составе страны стало одним из главных условий установления относительной безопасности и мира. Системный кризис Сирийской Арабской Республики как итог устаревших моделей политического устройства чертил схожие с иракским сценарием исторические параллели, но в момент радикальной инвазии трансформировался в угрозу для всего человечества. И уже более десяти лет противостояние геополитических интересов США и России пересекается с необходимостью совместной борьбы против радикальных группировок в виду того, что для обеих держав противодействие исламизированному терроризму приобрело характер государственного выживания в вопросах национальной безопасности.
Многие политологи и курдологи сходились и сходятся во мнении относительно необходимости решить курдский вопрос в Сирии путем создания диалога между сторонами противоречий и обществом, чьи права и свободы десятилетиями попирались. И тем более нужно принимать во внимание громадный вклад курдского народа в подавление террористической агрессии и защиту территориальной целостности Сирии. К мирному урегулированию сирийского кризиса первыми с начала гражданских волнений призвали именно курды, и за весь период общественно – политических потрясений никогда не обращали оружие против других народов и культур. Однако противником решения национальных вопросов ярче всех выступает Турция, для которой сирийская смута служит удобным поводом для проведения собственной политики демографических изменений и истребления курдского населения. События чрезвычайно сложного внешнеполитического и внутриполитического сюжета, которые разворачиваются вокруг курдского вопроса в Сирии, наделяют отечественную курдологию особо значимой ролью в ближневосточной стратегии России. Особенно в стремительно меняющейся обстановке на Ближнем Востоке, создающей серьёзные угрозы для сохранения и развития связей. Многие аспекты понимания проблемы под силу истолковать только этой науке, следовательно, и расчет политических шагов государства также находится в зоне ее ответственности. Стоит признать, с утверждением доминирующих позиций «политического востоковедения» поля науки де – факто превратились в битву продвигаемых интересов, что в действительности может искажать картину. При всём многообразии официальных курдских источников, в научном пространстве продолжают распространяться недостоверные сведения о курдах Сирии и других частей этнического Курдистана. Похоже, мы подошли к рубежу, когда российская курдология, потерпевшая притеснение ввиду своего «неудобства» антикурдским кругам, должна вернуть себе исторически заслуженное положение, чтобы в полную мощь служить обществу, государству и новому времени.
Начиная с 90-х годов, когда Турция оказалась почти беспомощна в разгроме Рабочей партии Курдистана, и мировое сообщество было вынуждено признать репрессивную политику причиной самого мощного восстания на территории этой страны, российско-турецкие отношения вряд ли можно было бы назвать доверительными и теплыми. Лидер и один из основателей РПК Абдула Оджалан приезжал в Москву и даже запрашивал политического убежища во время объявленной против него операции. Ирак стоял на грани крушения своей государственности. И несмотря на то, что Россия была погружена в решение собственных внутренних проблем, не могла не заметить меняющуюся расстановку политических сил на Ближнем Востоке с возвращением западных акторов в регион. Государство нуждалось в прочтении ближневосточных и, в частности, курдистанских реалий современности, что повлияло на становление нового и самого востребованного на данный момент направления в отечественной курдологии – политической аналитики. Основоположниками ветви стали блистательные ученые К.В. Вертяев и С.М. Лазарев. Продолжателями фундаментальных традиций науки были М.С. Лазарев, Ш.Х. Мгои, Е.И. Васильева, М.А. Гасратян, О.И. Жигалина, З.А. Юсупова, К.З. Анкоси и др. Начало современного периода курдологии пришлось на пик актуализации курдского вопроса, накал которого не спадает и сегодня. Наука кардинальным образом меняется изнутри, адаптируясь к внешним факторам и актуальным задачам. На данном этапе пока еще рано подводить черту и оценивать результаты, но стоит вскрыть некоторые основные аспекты жизнедеятельности курдоведения. Среди условий, в которых происходит трансформация курдологии нынешнего периода следует выделить то, что после открытия границ новый виток развития общественных, социальных, межгосударственных и прочих связей позволил науке устанавливать прямые контакты с курдскими политическими объединениями, общественными и правозащитными организациями, религиозными центрами, культурными инициативами и т.п. Современное курдоведение обладает гораздо большими возможностями и свободами обращаться, к примеру, к статистическим источникам и данным социологических исследований самого Курдистана, получать информацию из первоисточников в момент события, а также собирать и накапливать различные материалы как посредством полевых работ и экспедиций в курдские регионы, так и посредством интернет-коммуникаций и пр. Огромный поток информации и ее небывалая ранее доступность – безусловно, положительный фактор развития, но именно на фоне этого изобилия отчетливее проступают белые пятна в вопросах курдологии: исследования, посвященные истории курдского вопроса и современным политическим процессам заметно преобладают над культурологическими и искусствоведческими. И в этой связи необходимо затронуть еще один важный для науки момент – Курдистан во всех смыслах стал ближе не только к научной среде, но и к российскому обществу, позволяя взглянуть на мир своими глазами. Примечательным языком общения между российским и курдистанским социумом выступают культура и искусство. В наши дни закладывается новый тип единого творческого и культурного пространства между Россией и Ближнем Востоком, посредством которого Курдистан весьма красочно рассказывает о своих традициях и реалиях широкой аудитории. 21 июня 2021 года в Московском доме национальностей открылась курдская выставка живописи и документальной фотографии «Живопись в огне», организованная Представительством Северной и Восточной Сирии в Российской Федерации и посвященная подвигу многонационального сирийского народа в войне против терроризма. В 2022 году на крупной международной выставке «Санкт-Петербургская неделя искусств» были отмечены работы сразу трех курдских мастеров: в номинации «синтез жанров» третье место заняла картина «Коч. Изгнанные с родной земли» художницы из Иракского Курдистана Жалы Бакр Хдыр, а в конкурсе современной фотографии второе и третье место заняли работы фотографов из Эль-Камышлы Алана Рожа («Дети Шенгала») и Роди Тахло («Девушка из Кобани»). В том же году современное изобразительное искусство Курдистана было представлено в стенах легендарной галереи Новая Третьяковка. Современное и традиционное искусство курдов выступает языком культурной дипломатии и на таких высоких платформах как Общественная палата Российской Федерации. 1 декабря 2023 года в Общественной палате Российской Федерации состоялось открытие выставки «Краски Ближнего Востока», организованной Представительством Северной и Восточной Сирии. В обширную экспозицию вошли произведения современных курдских деятелей изобразительного искусства и старинные предметы ремесла различных регионов Курдистана. Председатель комиссии ОП РФ по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции Владимир Юрьевич Зорин выступал модератором презентации проекта и отдельно отметил: «Кто-то учился и жил в СССР, кто-то родился в семье потомственных художников и был воспитан в любви к российской художественной традиции. Этих талантливых людей объединяет стремление создавать и творить для российского зрителя и через творчество быть ближе к стране, которую мастера полюбили всем сердцем». Демонстрация искусства Курдистана на широких платформах общественно- культурной жизни российского общества – явление относительно новое и, безусловно, очень полезное с точки зрения обогащения культурных связей, способствующее открытию новых тем для исследований не только в области востоковедения и курдологии, но и других наук, связанных с культурами мира. Стоит заметить, что культурные инициативы курдов Курдистана помогают обнаружить принципиально новые факторы для понимания социокультурного воззрения и жизни региона, нередко отличающиеся от политологических оценок. выпуск
На современном этапе наблюдается еще одна интересная тенденция, не инициированная курдологией или государственными политическими стратегиями, а скорее являющаяся естественным следствием глобализации. Но при этом и наука и политика получают ресурс, что позволяет отечественному курдоведению постоянно расширяться и повышать свою эффективность, а политике – глубже понимать Курдистан сегодняшнего дня. Наше время открыло двери для курдской интеллигенции. В научных конференциях регулярно принимают участие ученые, исследователи, эксперты, правозащитники, политики, деятели культуры и искусства из разных частей Курдистана. Курдская молодежь из Турции, Сирии, Ирана и Ирака, обучающаяся в вузах России, активно вливается в курдоведческую среду, обновляя ее идеями, свежими взглядами и способствуя раскрытию потенциала науки.
Замечательно, что деятельность курдистанских молодых исследователей и ученых приносит ощутимый вклад в развитие различных направлений российской курдологии. Так в 2016 году в Москве (впервые за несколько десятилетий) в свет вышел русско-курдский словарь лингвиста Шореша Абы. В словаре из 20000 слов (диалекта курманджи) и словосочетаний современного русского и курдского языков представлена бытовая лексика, а также лексика, относящаяся к темам экономики, литературы, культуры и искусства. 9 ноября 2018 года в Москве состоялась первая Международная научно-практическая конференция молодых курдологов «Курдский фактор на Ближнем Востоке», организованная Ассоциацией Молодых Курдологов России (АМКР) и собравшая как начинающих, так и известных деятелей востоковедения, политологии, философии, лингвистики и т.д. Модератором конференции стал председатель АМКР Шакле Суара Саид – общественный и научный деятель из Иракского Курдистана, автор множества публикаций по теме курдского вопроса в Ираке и нескольких переводов произведений русской классической литературы на диалект курдского языка сорани. Ежегодно на сцене различных российских конкурсов и фестивалей хореографии демонстрируют многообразие курдского национального танца фольклорные ансамбли, созданные молодежью из стран Ближнего Востока. Развитие связей между молодыми поколениями России и Курдистана – изумительное и жизнеутверждающее явление нового времени. Замечательно, что представители разных культур столь активно ищут точки соприкосновения обществ. К примеру, в рамках реализации молодежных инициатив Совета землячеств Сеченовского Университета заместитель председателя Совета землячеств, врач из Сулеймании Авара Шериф, начиная с 2019 года провел несколько крупных демонстраций курдской культурной традиции и национальной кухни на площадках студенческих фестивалей Москвы. Этот добрый и позитивный шаг также помог сформировать дополнительные контакты в сфере науки и медицины. И это далеко не полный список ярких примеров общественно — культурной и научной деятельности молодого поколения курдов Курдистана в Российской Федерации.
Отдельного внимания заслуживает роль участвующих в жизни российской курдологии ученых и общественных деятелей из Курдистана в преодолении стереотипов, языка этнической и религиозной неприязни, что особо значимо в контексте обсуждения и анализа ближневосточной повестки на всех уровнях, включая информационные пространства. СМИ обладают огромным влиянием на социум, стиль его мировосприятия и существенным образом способны трансформировать мнение своей аудитории. Освещение событий с тех или иных идеологических позиций требует чрезвычайно тщательного подхода. В отношении курдского вопроса на Ближнем Востоке некоторые авторы материалов зачастую пренебрегают вопросами этики, что создает искаженную картину. Так, в частности, несогласие курдского населения с политикой, проводимой властями в регионах, нередко интерпретируется как конфликт курдов с другими этносами или религиозными группами. Одним из первых курдских деятелей, обративших на эту проблему внимание научного сообщества и СМИ, стал представитель Национального Конгресса Курдистана в России Селахаттин Соро. В многочисленных интервью для изданий СНГ и выступлениях на российских научных конференциях политик указывал на важность точного и правильного обращения с терминологией при выдвижении тезисов внутриполитического сюжета. Также одним из первых среди курдских фигур международного уровня подчеркнул необходимость разделения понятий ислама и исламизма при анализе ближневосточных кризисов в виду того, что насилие в регионе инициировано политической идеологией «под маской» религии. Для рассмотрения фактора, благоприятствующего современной курдологии и тем самым влияющего на эффективность российской ближневосточной стратегии, необходимо обратиться к событиям прошлого, сформировавшим предпосылки к его появлению. Речь идет о деятельности национального активизма. Институт общественной организации как связующего звена между государством и гражданским обществом был хорошо освоен курдами еще при СССР. История взаимодействия курдских инициатив и курдологии также восходит к советскому периоду. Несмотря на то, что часть курдского меньшинства в союзных республиках пострадала от репрессивной политики властей, Москва, будучи всесоюзным центром, всегда выступала гарантом национального равноправия и всесторонне поддерживала социально-политическую активность курдов, содействовала курдской интеллигенции в сохранении и развитии национальной культуры. Значительную роль в регуляции процессов курдского этнополитического и этнокультурного пространства в России в наисложнейший период постсоветской трансформации сыграли именно организации. Еще во времена СССР с 1968 года в Краснодарский край начали переезжать курдские семьи из Средней Азии, депортированные в годы репрессий из Грузии в Казахстан, Узбекистан и Киргизию. В последующие годы многие курды Закавказья, подвергшиеся насильственным переселениям, также по ряду национально-политических и национально-культурных причин не смогли вернуться в родные земли, и Россия приняла на себя ответственность за их дальнейшую судьбу. На российских территориях курдское население продолжило расти и после распада Советского Союза за счет миграционных потоков со всего постсоветского пространства. В районах компактного поселения (Краснодарский и Ставропольский край, Саратовская, Ростовская, Нижегородская и Тамбовская область, Москва, Санкт-Петербург и др.) решению вопросов интеграции способствовали общественные инициативы. Данная позитивная практика заложила основу для создания собственных курдских структур. Одной из самых представительных организаций в СНГ и первой организацией курдов в России нового времени стал Международный союз курдских общественных объединений (МСКОО), созданный в 1994 году в Москве при поддержке правительства. За относительно короткое время союзу удалось заложить российско-курдские мосты с территориями постсоветского пространства, объединив под своим началом организации курдов в республиках ближнего зарубежья. Большой вклад организация привнесла и в развитие российских дипломатических контактов со всеми частями Курдистана, а также в учреждение Федеральной национально – культурной автономии курдов Российской Федерации, управление которой возглавляли такие ученые, как Ашири Шараф. Член национального Конгресса Курдистана, доктор исторических наук, профессор Аширян (Ашири) Шараф Чарказович в истории отечественной курдологии известен десятками работ и яркой общественной деятельностью, направленной на возрождение идентичности курдов СНГ. С 2019 года Международным союзом курдских общественных объединений руководит помощник эксперта С.А. Багдасарова и общественный деятель Араф Азмани, стоявший у истоков курдского представительства в России. Выпускник Ереванского государственного университета Араф Азмани с 1997 года по 2014 год руководил Обществом дружбы русского и курдского народов, с 2016 года по 2021 год был заместителем председателя РОО поддержки исторического наследия езидов «Эздихан», с 2017 года по 2021 год – заместителем председателя ККОО ЦКК «Мидия». С 2019 года и по настоящее время является председателем МСКОО, а с 2023 года председателем ГОО МНКА курдов Краснодара. Международный союз курдских общественных организаций оказывает всестороннее содействие развитию российской курдологии. На сегодняшний день сотрудничает в направлении современных исследований с Институтом востоковедения РАН и ведущими фигурами аналитики Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии. В отличие от курдов Курдистана, чья деятельность вне зависимости от ее направленности часто подвергается преследованию или объявляется запрещенной, курдская общественная инициатива в России поддерживается на уровне государства и служит в широком смысле источником для курдологии. Так, например, 31 мая 2012 года в Москве МСКОО была организована и проведена II Международная конференция «Современное состояние курдского вопроса и роль международных организаций в его решении», участие в которой принял депутат Великого национального собрания Турции Адыл Курт. В своем обращении к собравшимся делегат сообщил, что политическим репрессиям ежегодно подвергаются тысячи, среди них – законно избранные представители народа. По состоянию на 2012 год 150 депутатов, избранных от Партии мира и демократии, и депутаты 26 муниципалитетов, а также региональных и городских меджлисов были арестованы и осуждены. Вопросы, которым посвящают свою работу как целые объединения, так и отдельные личности российского активизма, весьма актуальны для науки и охватывают все сферы жизни курдского народа. О социокультурных процессах в современном курдском обществе России и о трансформации социальной роли курдских женщин Ближнего Востока сообщается в выступлениях журналиста, курдского аналитика по ближневосточному региону и общественного активиста Курдистан Лезгиевой. Примечательно, что в качестве платформ для обсуждения актуальных тем женской повестки при содействии множества общественных объединений России регулярно выступают открытые круглые столы, встречи и всероссийские женские конференции, участие в которых принимают как представители патриотических, культурных и волонтерских инициатив, так и академической среды. Большая заслуга в развитии национальных курдских СМИ в России и просветительской деятельности, содействующих науке, принадлежит журналисту, главному редактору газеты «Свободный Курдистан» Ишхану Мироеву. Публикации российского деятеля широко известны в курдоведческих кругах, а брошюра «Трагедия и надежда курдов в СССР в 1930-1950 гг.» была отмечена видным востоковедом, С.М. Ивановым в труде «Судьба советских курдов». Роль общественных организаций и национально-культурных автономий может по-разному оцениваться в обществе, переживать рост и понижение авторитета среди населения по самым разным причинам: от человеческого фактора до общих тенденций в жизнедеятельности социума. Тем не менее заслуга курдского активизма на поприще содействия науке велика и достойна уважения. На современном этапе в России официально осуществляют свою работу множество курдских объединений, есть политические представительства регионов Курдистана и культурные инициативы, оказывающие помощь в реализации научных исследований. Совокупность выше приведенных факторов развития науки на современном этапе позволяет утверждать, что в отечественной курдологии появился новый и значимый актор – сам Курдистан. Исходя из направленности деятельности курдского активизма в России допустимо предположить, что для общества Курдистана культурная проблематика представляется не менее важной, чем политическая и правовая. Однако именно она на данном этапе остается в тени прочих и нуждается в проработке. Международный характер и значение курдского вопроса в настоящее время, а также разразившийся в 2011 году сирийский кризис и война против радикальных группировок, угрожающих безопасности всего человечества, нашли отражение не только в политике и военном деле, но и в тех метаморфозах, которые переживает российское курдоведение, следуя в фарватере актуальных политологических и аналитических задач.
Геополитические факторы, в XVI – XVII веках запустившие во многих странах западного мира механизмы накапливания разнообразной информации о курдском народе, безусловно, принесли пользу для востоковедения. Однако именно в России развитие фундаментальных и прикладных исследований этнографии, истории, культуры и языка курдов, а также географии Курдистана, вывели некогда малоизвестную часть иранистики на высокие позиции самостоятельного направления. Успехи отечественной курдологии, точность ее метода и глубина затрагиваемых вопросов с XIX века и по настоящее время остаются никем непревзойденными. На современном этапе только курдология, продвигаемая зарубежными курдскими учеными (выходцами из различных регионов этнического Курдистана), может сравниться с российской и поспорить за лидерство. В контексте особых достижений важно отметить, что Россия стала первым государством, где курдоведение обрело широкую миссию по сохранению этнокультурных ценностей курдов в то время, когда курдское культурное и историческое наследие массово уничтожалось. Образование эффективных связей между наукой и общественной инициативой курдов не только открывает новые грани научного потенциала, но и расширяет российско-курдистанское пространство коммуникации, укрепляет дружественные отношения между обществами. Необходимо отдать должное и высокой нравственности личности самих ученых: отечественные курдологи были в числе первых представителей мирового научного сообщества, кто вопреки политической обстановке обладал решимостью исследовать курдский вопрос на Ближнем Востоке и приводить доказательства причин его возникновения. И также в числе первых, кто призвал к правовому решению проблем Курдистана и обеспечению курдского народа равными национальными свободами.
Татьяна Одинцова